Концепция развития автотуризма: дороги планируется обеспечить качественной связью и интернетом

Кабмин утвердил Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Одной из ее задач является обеспечение автодорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами.

Правительство РФ утвердило Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года, ее цели — создание комфортных условия для путешествий по автодорогам и повышение доступности туристических объектов.

«Такие поездки должны быть комфортными для людей. Для этого нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, оборудованными парковками, а также гостиницами», — отметил председатель правительства Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 2 мая.

В рамках Концепции будут создаваться и совершенствоваться объекты придорожного сервиса, реконструироваться объекты турпоказа, обеспечиваться доступная мобильная связь, интернет и многое другое.

В документе, в частности, отмечается, что рамках развития автомобильных туристских маршрутов одним из ключевых приоритетных направлений является покрытие автомобильных туристских маршрутов устойчивой мобильной связью и интернет-связью, включая их обеспечение широким перечнем цифровых сервисов и услуг для различных категорий пользователей автомобильных дорог.

Концепция будет реализовываться в два этапа, сообщили в пресс-службе правительства.

Первый этап — 2024-2025 годы. В этот период планируется разработать программу развития автомобильного туризма с планом мероприятий. Среди таких мероприятий — подготовка предложений о новых мерах господдержки и условий для развития автотуризма и сопутствующей инфраструктуры, а также создание интерактивной карты-схемы автомобильных туристических маршрутов, в том числе пилотного маршрута Санкт-Петербург — Владивосток. На картах будут указаны локации размещения объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса.

Второй этап рассчитан на 2025-2035 годы. Он предусматривает совершенствование законодательства и мер господдержки, нацеленных на развитие автотуризма, реализацию мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристических маршрутов и объектов инфраструктуры, запуск интерактивной карты объектов инфраструктуры, обеспечение обратной связи для автотуристов для оценки качества предоставляемых услуг.

Мероприятия концепции будут реализованы за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.

В результате реализации концепции автотуризма увеличится количество турпоездок на автомобилях и автобусах с 27 млн до 47 млн к 2030 году, заявил на совещании вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Ранее, в ходе конференции «Телеком будущего 2024», глава Минцифры Максут Шадаев отмечал, что к 2026 году 80% протяженности федеральных трасс в России должны быть обеспечены связью стандарта LTE. «Покрытие федеральных трасс на 99,9% стоит как показатель к 2031 году, при этом к 2026 году 80% протяженности федеральных трасс долго быть обеспечено LTE на хорошей скорости с хорошим качеством», — сказал министр.

Это делается за счет средств операторов связи.

Как напомнил Максут Шадаев, в 2021 году при продлении разрешений на LTE-частоты на следующие 10 лет на операторов сотовой связи наложили обременения — они должны обеспечить покрытие федеральных трасс сетями LTE.

Министр также рассказал о сложностях этой работы. Так, по его словам, зачастую обеспечить такие базовые станции энергетикой стоит в разы или даже в десятки раз больше, чем поставить саму базовую станцию. «Решили сделать следующий подход. Задача обеспечить энергетикой и подключить электричество ложится на регионы, на территории которых проходят соответствующие участки федеральных дорог. Потому что никакой бюджет, никакие обременения не выдержат, если еще и подключениями будут заниматься сами операторы связи. Работа с регионами идет. Сейчас фактически все операторы делают проект по покрытию, определяют точки. И, соответственно, регионы должны взять на себя обязательства по энергетике», — отметил Максут Шадаев.

Еще одна задача, которая стоит перед операторами — обеспечить раншаринг, это условие, при котором одной базовой станцией пользуются сразу несколько операторов. «Понятно, что, особенно в текущей ситуации дефицита оборудования, каждому оператору ставить свою базовую станцию неэффективно. Поэтому нужно сделать так, что одна базовая станция будет обслуживать абонентов всех четырех операторов. Сейчас операторы разбираются с лицензиями, которые у них куплены. Не всегда у всех куплена опция раншаринга. Я думаю, что это обязательство операторы связи точно выполнят. Они понимают, что у них достаточно жесткие условия — лицензии могут быть отозваны — и к 2026 году 80% покрытия они должны обеспечить», — заявил глава Минцифры.

В январе издание РБК сообщало о том, что Совфед разработал законопроект, упрощающий организацию покрытия мобильной связью автодорог. В документе предлагается внести изменения в законы «О связи» и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», по которым сооружения связи можно размещать в полосах отвода автомобильных дорог в качестве инфраструктуры связи; установить для автодорожной сферы общий принцип работы с операторами при переносе линий связи и др.

Сейчас в законодательстве нет единого определения «инженерных коммуникаций» — не установлено, какая именно инфраструктура связи может размещаться вдоль автотрасс, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Из-за этого владельцы автодорог отказываются размещать линии и сооружения связи. Нет единого порядка взаимодействия при строительстве линий связи в полосах отвода автодороги. Сейчас владелец автодороги, для строительства которой нужно перенести линии, запрашивает у оператора связи средства на перенос, хотя по закону «О связи» операторам должны возмещать такие расходы.

Авторы документа надеются, что его принятие позволит ускорить развитие инфраструктуры вдоль дорог.

В пояснительной записке отмечается, что, по различным оценкам, покрытие федеральных автодорог сетями GSM (связь 2G) составляет около 90%, а сетями LTE (4G) — от 54 до 75%; региональных дорог — 20–40%. Тогда как для развития системы вызова экстренных оперативных служб «112», беспилотного транспорта и интернета вещей нужно 100-процентное покрытие мобильной связью всех дорог.

Источник: TELECOM DAILY