Операторы связи РФ начали запускать системы выявления и блокировки мошеннических звонков в мессенджерах

Операторы связи переходят к борьбе с мошенническими вызовами в мессенджерах. В «Вымпелкоме» рассказали «Ъ», что запустили бесплатный сервис, который блокирует или помечает потенциальные мошеннические звонки в Telegram, WhatsApp и Viber. Система сверяет номер телефона, на который зарегистрирован аккаунт, с базой данных оператора, Роскомнадзора, ЦБ, «Сбера» и «Лаборатории Касперского».

Если номер проходит по базам как мошеннический, вызов блокируется, а если как спамерский, то помечается как «потенциально опасный». Для этого пользователям нужно предоставить доступ операторскому приложению к идентификации и блокировке вызовов в настройках мобильного телефона.

В Tele2 рассказали, что «прорабатывают продукт» совместно с банками, чтобы блокировать подозрительные трансакции, которые клиент запрашивает после разговоров в приложениях. У Т‑Банка и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах, у последней он доступен только на iOS.

«Технологически мы готовы и к блокировке таких звонков, но сейчас обсуждаем, как сделать это наиболее эффективно: недостаточно просто взять номера, помеченные как спам или мошенничество в базах данных, — при таком подходе есть риск не допустить до клиента полезные звонки», — объяснил руководитель центра экосистемной защиты банка Олег Замиралов.

В сети «Вымпелкома» более 50% всех мошеннических атак проводится именно через мессенджеры, чаще всего в Viber и WhatsApp, уточнила замгендиректора «Вымпелкома» Светлана Кирсанова. Она говорит, что переток мошенников в мессенджеры обусловлен борьбой операторов с фродом в сотовой сети.

С ней согласен руководитель управления по противодействию мошенничеству BI.ZONE Алексей Лужнов. Он добавляет: «Через мессенджеры сейчас идёт абсолютное большинство мошеннических звонков — до 90%». По данным Т‑Банка, около 30% мошеннического трафика идёт через мессенджеры, его доля в общем количестве не изменилась с прошлого года.

Переход мошенников на звонки в мессенджерах произошёл к концу 2022 года, он «связан с мерами по блокировке подменных номеров», считает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. «Переток мошенников в мессенджеры объясняется работой государственной системы „Антифрод“, не пропускающей звонки с подменных номеров, а также операторских антифрод‑систем», — согласны в «МегаФоне».

За первое полугодие 2024 года госсистема «Антифрод» предотвратила 335,58 млн вызовов с подменных номеров, а ежемесячно она в среднем выявляет 56 млн таких звонков, говорят в Роскомнадзоре.

Источник: ХАБР