Жить с согласием: управление данными россиян хотят упростить до одного клика
Россияне смогут в один клик отзывать свои согласия на обработку персональных данных, которые давали финансовым организациям.
ЦБ обсуждает с рынком запуск такого механизма — "платформы согласий", сообщили "Известиям" в регуляторе. Это будет ресурс, который позволит гражданам в режиме одного окна управлять доступом банков и других организаций к их личным сведениям, в том числе к биометрии, номерам телефонов, адресам, геолокации. Крупнейшие банки подтвердили свое участие в обсуждении такой платформы.
Согласен ли на обработку
Ассоциация ФинТех по поручению Банка России проводит опрос участников финансового рынка на тему целесообразности создания платформы коммерческих согласий. Результаты будут направлены в ЦБ, сообщила "Известиям" гендиректор АФТ Татьяна Жаркова. Она уточнила, что ассоциация собирает мнения и варианты создания такой платформы. Участие в обсуждении принимают Газпромбанк, МКБ, ВТБ, ПСБ, сообщили их представители, готовы это сделать в "Сбере". В ВТБ отметили, что уже направили свои предложения в ЦБ.
Сегодня у потребителей есть сложности с управлением согласиями: например, не всегда удается запомнить, кому, когда и на что давалось разрешение, при этом отсутствует единый ресурс, на котором можно было бы проверить эту информацию. Кроме того, часто отозвать согласие можно только лично в отделении финансовой организации, заявили "Известиям" в ЦБ. Поэтому, по словам представителя регулятора, прорабатывается вопрос создания платформы, которая должна обеспечить возможность учета согласий на передачу, хранение и обработку данных пользователей, предоставляемых финансовым организациям, а также механизм просмотра, отзыва и изменения условий согласий в режиме одного окна.
Такая платформа позволит значительно упростить процесс предоставления данных из разных финансовых организаций с разрешения гражданина и управлять этими согласиями по аналогии с тем, как это происходит в "Цифровом профиле" с информацией из госисточников, полагают в Банке России. "Цифровой профиль" — проект ЦБ, который позволяет россиянам заполнить заявку на кредит, "подтянув" туда часть личных данных с "Госуслуг". Таким образом, банк получает верифицированную через госисточник информацию и не требует предоставлять дополнительные документы, например справку о доходах. Однако в "Цифровом профиле" хранится только информация из госорганов. Предполагается, что платформа коммерческих согласий объединит в себе сведения в том числе из других источников.
В Минцифры не ответили на запрос "Известий" об участии в обсуждении платформы.
Сейчас, как правило, для отзыва согласия клиенту необходимо лично обращаться в отделение банка, пояснила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк. По ее ожиданиям, обсуждаемая платформа будет удобной для пользователя: через нее можно будет отслеживать все компании, которым он давал разрешения на обработку данных, а при необходимости — отозвать их дистанционно. Это позволит в режиме одного окна следить за своей "цифровой активностью".
— При разработке платформы имеет смысл учесть, что клиент не может отозвать согласие, пока он пользуется продуктом, например возвращает кредит. Платформа должна запрашивать у банков информацию о возможности отзыва согласия и отвечать пользователю, возможно ли это на данном этапе, — подчеркнула Ольга Алексюк.
Глобальная база
В Газпромбанке добавили: ежегодно растет количество сервисов, которым пользователи предоставляют различные данные — от своих e-mail адресов до паспортов. Потенциально в рамках платформы коммерческих согласий могут рассматриваться любые данные, которые пользователи предоставляют коммерческим организациям: согласие на получение продукта или услуги, доступ к сведениям с рекламными целями, биометрические и паспортные данные, любые виды личной информации — адреса, номера телефонов, доступ к геолокации и фотографиям, ссылки на соцсети, перечислили в кредитной организации.
Сейчас каждый банк несет самостоятельные трудозатраты на формирование аналогичных платформ, необходимы ресурсы на создание надежных хранилищ согласий, находящихся в защищенных ИТ-периметрах организации, заявил "Известиям" зампред правления МКБ Сергей Путятинский. Проект ЦБ нацелен на то, чтобы сделать платформу согласий централизованной, а процесс управления ими — стандартизированным. Востребованность системы как физлицами, так и юрлицами подтвердили также в Росбанке и крымском РНКБ.
На формирование методологической основы для платформы коммерческих согласий может уйти один-два года, еще столько же — потребоваться на ее разработку, спрогнозировал директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. По его ожиданиям, стабильно работающий сервис может появиться в течение 3–5 лет.
Разработка законодательной основы для "реестра согласий" входит в планы Госдумы на текущий год, заявлял ранее "Известиям" глава комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков. Обсуждение вопроса идет, уточнил депутат в феврале, отметив, что законодательных инициатив пока нет.
Вопросы о согласиях на обработку персональных данных обсуждаются и на международном рынке. В частности, в докладе Всемирного экономического форума говорится о том, что новый подход получения уведомления и согласия должен воплощать социальную активность, направленную на визуализацию и поддержку постоянных отношений людей с их данными, включая возможность пересмотреть или отозвать согласие, отметил замгендиректора АНО "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов. Он считает, что эффективной мерой регулирования в этой области станет наличие института "дата-посредников".
Источник: COMNEWS